MediaKIT
Российская Федерация

«Роснефть» рассказала, кто создает искусственный ажиотаж на топливном рынке РФ

Фото: ThePowerPlant / Shutterstock.com

Российский рынок топлива в последние месяцы переживает серьезные метаморфозы. Их цель – стабилизация ситуации, которая вышла из-под контроля с апреля 2018 года, когда начался резкий рост цен. Царьград все эти месяцы внимательно следил за ситуацией и анализировал каждый новый ее поворот.

Итогом всех «танцев с бубном» вокруг топливного рынка стало соглашение между правительством и нефтяниками о фиксации цен на внутреннем рынке на уровне лета 2018 года. Несмотря на то что ситуация в целом была стабилизирована, внутри страны началась искусственная раскачка информационного поля о том, что биржа и трейдеры могут лишиться топлива, а значит, бензин больше не будет поступать на большое число независимых АЗС, которые пользуются трейдерской рассрочкой и не покупают топливо напрямую у нефтяных компаний.

«Роснефть» и ранее заявляла, что крайне возмущена спекуляциями на рынке топлива, которые в ряде регионов России имеют мошеннический и криминальный характер. Например, региональная независимая АЗС покупает топливо у трейдера, который берет его на бирже. С момента продажи на бирже цепочка оказывается «в тени», то есть независимый заправщик запросто может его разбавлять или мешать разные классы топлива, чтобы получить более серьезную маржу.

В последние же дни многие независимые АЗС стали заявлять, что действия нефтяников якобы способны вызвать дефицит топлива и перебои в поставках. В «Роснефти» в понедельник объяснили, почему это не так.

В компании указали, что ситуацию сегодня раскачивают недобросовестные игроки рынка, которым невыгодно усиление контроля за их деятельностью. «Роснефть» отметила, что в России нет проблем с обеспечением топливом, а тем более его дефицита. Компания является лидером отечественного рынка, обеспечивая до 40% поставок автомобильного топлива. Кроме того, «Роснефть» поставляет больше всех в стране бензина и дизеля на биржу.

По итогам октября бензина реализовано 19% от производства при нормативе 10%, по дизелю – 8% от производства при нормативе 5%. С 15 ноября 2018 года «Роснефть» существенно нарастила объемы поставок автомобильного бензина и дизеля на внутренний рынок, неукоснительно соблюдая достигнутые договоренности по поддержанию цен в рознице на уровне 30 мая 2018 года и перевыполняя нормативы поставок,

– говорится в заявлении компании.

Поставки «Роснефти» на внутренний рынок в ноябре уже составляют 110% от норматива, который был установлен на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, напоминает компания.

В компании также отметили, что никогда не предлагали сжатие биржевого предложения, а, напротив, выступали и продолжают выступать за развитие биржевой торговли и равнозначный доступ туда всех игроков рынка. С 2014 года компания предлагает перестроить биржевые торги таким образом, чтобы покупать топливо там могли как промышленные, так и сельскохозяйственные предприятия, а также розничные потребители.

При этом «выпасть» с биржи должны были бы как раз посредники-спекулянты, которые накручивают цены для конечных потребителей, от чего те же предприятия получают топливо по завышенной цене.

«Роснефть» также отметила, что выступает за паритетную основу доступа к торгам всех производителей топлива, но настаивает на повышении прозрачности торгов и надзоре за деятельностью игроков рынка, включая независимые АЗС.

Зачем это нужно?

«Роснефть» подчеркивает, что действует в рамках подписанного с правительством соглашения, и, как и другие нефтяные компании, пообещала, что называется, принять удар на себя, нести дополнительные расходы, связанные с продажей на биржу топлива по фиксированным ценам.

Недопустимо, чтобы эти издержки превратились в дополнительные доходы перекупщиков. Непрозрачная структура ряда биржевых сделок позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Доля компаний-перекупщиков на бирже составляет около 80%. При этом отдельные компании (например, «Солид-товарные рынки» и аффилированные с ней структуры, созданные бывшим сотрудником биржи) получают максимальные объёмы биржевых продуктов на интересующих их базисах,

– сообщила «Роснефть».

В чем же состоит главная проблема и зачем нужно наведение порядка в биржевых торгах? Дело в том, что в регионах сложилась непростая ситуация. Независимые АЗС, на что уже неоднократно обращал внимание Царьград, завышают цены, причем делают это неоправданно. Такие сети могут «бодяжить» топливо, применять недолив (эту ситуацию также подробно разбирал Царьград), а кроме прочего, многим розничным потребителям просто некуда деваться – они вынуждены пользоваться услугами таких АЗС. Основные проблемы с этим «Роснефть» видит в Иркутской области, Забайкальском крае и Приморье.

Главный аргумент «злых языков» состоял в том, что нефтяные компании будут снижать поставки на биржу, так как это менее выгодно, чем продавать на экспорт. Действительно, ряд нефтяников могут действовать таким образом, однако «Роснефть» указывает, что строго выполняет нормативы и работает с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ) над формированием совместного заявления по совершенствованию биржевой торговли. Прежде всего, речь пойдет об отстранении от торгов недобросовестных участников, сделки которых непрозрачны, а сами торговцы связаны с местными криминальными кругами.

Компания также призвала остальные компании брать с нее пример и увеличивать поставки топлива на внутренний рынок.

Кто ведет себя не так?

Как заявил член комитета Торгово-промышленной палаты по энергетической стратегии России и развитию ТЭК – директор «ИнфоТЭК терминал» Рустам Танкаев, не все компании сегодня привержены внутреннему рынку. Многие все еще стремятся заработать на экспорте.

Ряд крупнейших нефтяных компаний не принимают участия в обеспечении внутреннего рынка качественными нефтепродуктами. Так, объемы поставок АО «Сургутнефтегаз» на внутренний рынок составляют 3 млн т, при добыче 58 млн т (доля поставок от добычи 6%), АО «Татнефть» – 10%. ООО «Иркутская нефтяная компания» и ПАО «РуссНефть» вообще не участвуют в обеспечении внутреннего рынка,

– отметил Танкаев.

Откровенно криминальный характер ряда сделок отметил экономист Никита Кричевский, знакомый с тем, как организована работа на Санкт-Петербургской бирже. Ссылаясь на данные СМИ, он рассказал, в частности, что одна из известнейших компаний-трейдеров – «Солид-товарные рынки» – занимается откровенной манипуляцией биржевыми торгами. Это выражается в самом процессе организации. Экс-сотрудник биржи Илья Мороз, владеющий компанией «Солид-товарные рынки», реализует топливо через цепочки фиктивных посредников, в итоге при перепродаже каждый раз стоимость все растет и растет, а маржа трейдера становится больше.

Примеры манипулирования есть и в регионах. Там, в частности, ряд «независимых» сетей закупают больше топлива, чем способны реализовать через собственные АЗС. Здесь налицо практика спекулятивных продаж. При этом владельцы этих сетей пытаются шантажировать государство и региональные власти, угрожая дестабилизацией обстановки,

– отметил Кричевский.

По его словам, в Приморье такой деятельностью, как сообщают журналисты, занимаются АЗС «Октант» Владимира Чирскова (нефтебаза ООО «Комплект-Сервис») и ООО «Уссурнефтепродукт» Юрия Чубко. В Забайкалье – нефтебаза «Машзаводинвест» Павла Сорокина, которая поставляет топливо на сеть АЗС «Индекс».

Это и ответ на вопрос о том, кому же это все выгодно и кто сегодня не хотел бы, чтобы ради реализации соглашения с правительством о стабилизации цен поставщики в лице «Роснефти» или же других вертикально интегрированных компаний наводили порядок и организовали бы прямые торги потребителям с биржи.

Интересна и общественная роль фигурантов темных сделок топливного рынка. Так, как только ситуация стала опасной, они сразу представились «жертвами» ситуации. Крупнейший трейдер Илья Мороз из «Солид-товарные рынки» даже присвоил себе звание главы несуществующего официально «Совета по товарным рынкам», указал Киричевский.

Из этого есть всего два вывода. Первый – только «Роснефть», являясь крупнейшим нефтепереработчиком России, сегодня может гарантировать значительную долю поставок топлива на внутренний рынок. К этому же вопросу следует отнести и призыв «Роснефти» к паритету, предполагающему поставки и других производителей топлива.

Второе – безусловно, в стране есть спекуляция топливом. Безусловно, она влияет на стоимость бензина для населения и предприятий. Безусловно, проблему нужно решать. При этом на рынке сложилась уникальная и подходящая для этих целей ситуация. Ведь именно сегодня недобросовестные трейдеры сами на себя указывают, потому что оказываются в невыгодном положении. И правда, ведь 90-е годы позади, а значит, криминальные сделки пора заканчивать и на топливном рынке.

Автор:
Кучер Егор

Дата публикации: 20 ноября 2018

Ваш комментарий

Ваш E-mail не будет отображаться. обязательные поля отмечены *

Связаться с нами

129323 г. Москва, проезд Русанова д.25 корпус 1

8 (495) 117-16-81

info@mediakit-ia.ru

Сайт является официальным СМИ Российской Федерации: ЭЛ № ФС 77-71220 от 27  сентября 2017  года, выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций .
При любом использовании материалов сайта открытая для индексации гиперссылка обязательна.
Отдельные статьи, фото и видеоматериалы могут содержать информацию предназначенную для читателей 18+ (запрещено для детей).

Мы в соц. сетях